Путевой блокнот (maya_cooks) wrote,
Путевой блокнот
maya_cooks

День второй: где-то рядом с "Тропой Иисуса"

День первый

В пять утра нам постучали в окно наши коллеги. Учительницы английского дежурили с 4-х утра до 5. Эмма встала, налила кофе, посмотрела в нашу сторону (Лиора даже не проснулась, а я сморщилась, ступив на ногу) и пошла делать первый обход сама.

Я встала, с трудом одев кроссовку на больную ногу, пока я собиралась, Эмма вернулась, и второй обход мы делали уже вместе.
А вокруг тишина! Спят все, кроме птиц.

А птицы чирикают на все лады. Мы насчитали по типу пения как минимум, 5 разных видов, при этом не увидели ни одной птички. Зато цветов вокруг много.

И среди деревьев тоже разнообразие. Есть тут и северные дубы, и южные пальмы. А также акации, инжир, гранат, кактусы, фикусы (тоже дерево, как оказалось). Нашла я даже папирус и банан.

А ещё небольшой исторический музей под открытым небом. На месте кибуца были поселения, начиная с бронзового века и до византийского периода. Когда здесь проводили раскопки, нашли много интересного. Все экспонаты хранятся в музее в Кацрине.
Но части базальтовых колонн и кувшины, не представляющие особой ценности, остались на месте. Рядом с экспонатами есть таблички с объяснениями. Мы их заодно и почитали.

К 6 часам вернулись к домику: будить учеников и коллег еще рано, можно немного посидеть. Лиора и Эмма пьют кофе на террасе у входа, а я подхватила фотоаппарат, чтобы сделать несколько кадров.

А через 15 минут уже началось движение. Будим тех, кто еще спит, собираем сумки и рюкзаки, умываемся, собираемся, завтракаем.
Один из наших медбратьев перевязывает мне ногу.
К автобусу идем последними. Все домики проверили.

К автобусу идем последними. Все домики проверили

К восьми утра мы уже в дороге. Впереди главная цель – гора Арбель.
Эта красавица обладает не только красивым видом, но и богатой историей (я про нее уже писала, повторяться не буду)

Поднялись мы на гору, посмотрели вокруг. Для нас, учителей, этот вид уже знаком. Все мы не раз спускались с вершины в Вади Хамам. Но ученики здесь впервые и стоят, затаив дыхание.

А это — Нитай

А им в это время рассказывают о пещерах, о восстании, о римлянах и Ироде. А так же о сокровищах Креза, спрятанных где-то здесь (кому интересны подробности, Вам сюда

И вот, ребята, класс за классом, вместе с учителями и инструкторами начинают спуск. Гора не высокая, всего-то 400 метров, тем не менее, спуск занимает 3 часа.
В этот раз, впервые, я не иду с учениками. На вершине Арбель можно посидеть в тенечке перед спуском. Есть киоск.

На вершине Арбель можно посидеть в тенечке перед спуском. Есть киоск.

Сначала мы стоим и смотрим сверху, пока ребята не исчезают из виду. Потом идем по гребню на другую точку. Отсюда хорошо видны гора Нитай, которой тоже не мало пещер.

Сейчас, в середине марта горы отливают изумрудно — зеленым и желтыми пятнами цветения горчицы. Кое-где мелькают красные пятна маков и анемонов.
С другой стороны, между гор виднеется Кинерет и Тврия, плавно спускающаяся к нему по склону.

А я-то считала Тверию маленьким городом.
Затем я обратила внимание на новшество: теперь у растений появились таблички с названиями.

Табличка у цветка

А вдали зеленеет знаменитая гора Карней Хитим. Карней хитим, в переводе значит рога пшеницы. Когда-то это название казалось мне странным. А сейчас, наоборот, все просто и понятно: рога, потому, что у горы, бывшей когда-то вулканом, края кратера действительно торчат, как рога. А пшеница, потому, что стоит гора внутри пшеничного поля. В Израиле не так много мест, где хорошо растет пшеница, а здесь ее выращивали еще до римлян.

Карней Хиттим

А знаменита она тем, что на ней христиане проиграли свой последний бой за святую землю, и навсегда уступили ее мусульманам. Предводитель мусульман, Салах-ад-Дин, решил вопрос просто. Он поджег сухую траву (а дело было в июле). У рыцарей в металлических доспехах, просто не было шансов даже просто принять бой.

Я потом спросила нашу руководительницу, почему бы нам в следующий раз не подняться на эту гору. А та мне ответила, что Арбель гораздо интереснее, и крепостью, и видом, и историей.
Еще бы! Спустится по скобам там, где спускали в клетях римских воинов, ни с чем не сравнимое удовольствие.

Вид с вершины

Вообще-то, по горе Карней Хитим проходит маршрут "Тропа Исуса" Это как раз по дороге из Назарета в Тверию. Он прошел по Карней Хитим, потом обошел Арбель (наверх не поднялся) и вышел по долине Гиносар к Кинерету. Но это, конечно, менее притягательно для наших школьников.

А я и еще трое учеников, которые не могут спуститься с горы, вернулись в автобус и поехали к подножью, чтобы там встретить группу.
У подножья, где пересекаются несколько маршрутов, два с Арбель и один с Нитай, есть киоск и стоянка.

Внизу — тоже есть киоск. И тень

Сели мы у киоска, ждем. И тут я вижу еще одну группу, организованно пересекающую дорогу по пешеходному переходу.

Эти милые овечки тоже направляются к горе Арбель, там и ручеек есть, и травы много.

В этом году вода есть

Выхожу к спуску, чтобы сфотографировать гору, обычно, после спуска, у меня уже не было на это сил и времени.

подножье гор Арбель и Нитай

Вади Хамам

Нам снизу видно, как крошечные фигурки карабкаются по скалам. Мы даже пытаемся определить, какая группа на каком участке, но это не удается, пока они не спустились.

Всматриваемся. Где-то там, на камнях наши ребята.

Зато сколько радости было в конце. «Мы это сделали! Мы спустились! Мы молодцы!»

первая группа добралась до дороги

Пока ребята отдыхают,

А это уже все у киоска отдыхают

у нас гости. Наша директриса приехала, проверить, как у нас дела. С утра она была на юге, в Эйн Геди у 8-х классов, потом приехала к нам, в Галилею, а от нас поедет к 7-м классам.
Приехала она не просто так. Приготовила нашим героям сюрприз. После трудного похода нас ждет пикник в парке Йордан. Вот радости было.
Ехать оказалось недолго. И вот мы уже в парке. Подошли к речке, поднялись на мостик, прогулялись,

и вот мы уже и в кафе. А там мангалы уже дымят вовсю, и стол с салатами ждет.
Ребята разобрали тарелки, набрали салатов, без толкотни, крика и споров, подошли к мангалам, получили мясо и колбаски, и сели за столы. Теперь и нам можно поесть.
За столом обсуждаем как прошел день (замечательно, между прочим), и строим планы на будующий год.
Если планы сбудутся, на следующий год вас ждет много интересного.
Tags: Арбель, Галилея, Израиль, образование, прогулка, школа

Posts from This Journal “Арбель” Tag

• И вечная весна

Три месяца осень Три месяца лето Три месяца зима И вечная весна Вечная весна у нас длится месяц-два. И тогда гора Нитай выглядит вот так А все…

• Галилея весенняя

Вот и я получила, наконец, свою порцию весны. Я даже не знаю, повезло ли нам с погодой. Прогнзы обещали хамсин. И с утра даже было пыльно…

• Арбель и рога пшеницы

Вот она, гора Арбель. Правда, красавица? гора Арбель Автор: maya Высота у этого каменного гребешка около 400 метров, причем большая часть…

promo maya_cooks february 9, 2015 10:00 86
Иудейская пустыня полна тайн. Кто знает, что хранится в ее недрах? Какие тайны, загадки и находки нас еще ожидают? Археологи работают тут многие десятки лет, то и дело подтверждая разные исторические факты и превращая Тору (она же – ветхий завет) в достоверный исторический документ.…